Система образования – перманентная эволюция

donau-uni_kremsСистема австрийского образования не слишком сильно отличается от российской в ее современном варианте. Начнем с начала.

От 0 до 2 лет  —  ясли, а потом классическое От 2 до 5, прямо по Чуковскому,  —  детский сад. Садики бывают самые разные, с языковой ориентацией, при церквах и т.д.

От 5 до 6  —  формуле, подготовки.

От 6 до 10  —  фолькшуле, народная школа. Так сказать, ликбез для всех. Строго говоря, обязательное образование на том и заканчивается. Процент остановившихся на этом уровне, конечно, невелик, но достаточно значителен.

Дальше начинаются варианты.

От 10 до 14  —  хауптшуле, основная, базовая школа, вроде нашей средней школы. И вот здесь-то действительно останавливается большинство.

От 14 до 15  —  политехнический курс.

От 15 до 18  —  беруфшуле, профессиональная школа, что-то вроде ПТУ. Есть принципиально другой вариант.

От 10 до 18  —  гимназия.

От 18 и до бесконечности  —  университет.

Строго говоря, университет выглядит так, как и в России: четыре года для получения диплома магистра, потом можно еще два, для получения диплома доктора. Стоит заострить внимание на разнице в обращениях по-немецки и по-русски. Принято говорить фрау магистра, фрау доктор или, соответственно, герб магистр, герб доктор. Хотя если человек представился вам без магистра или доктора, то это уже необязательно, можно и просто фрау герб ограничиться. Но вообще это довольно сложный и ситуативный вопрос: не всегда уместно, иногда иронично, иногда необходимо.

Докторских работ можно написать множество, по разным специальностям, к чему сейчас обозначилась тенденция: молодежь хочет получать образование до бесконечности. Главная причина этого, помимо собственно образования,  —  тот явный факт, что все это время дети пользуются финансовой поддержкой родителей. Так что кто может  —  учится…

Читайте также:  Альтштадт

Актуальная обсуждаемая проблема  —  как бы сделать абсолютно унитарную, единую систему школ, чтобы не было разных вариантов обучения, чтобы все получали одинаковое образование. То есть все антиутопические романы вроде.

Хаксли, Музиля и Оруэлла, написанные давным-давно, прочли явно многие, только выводы сделали противоположные пафосу этих авторов.

Вторая обсуждаемая проблема не менее неприятная, тем более что к ней подключается чума XXI в.  —  политкорректность: что делать, если вант австрийский ребенок учится в одном классе с турецкими или албанское косовскими детьми, не говорящими по-немецки. Что делать, если австрийских детей двое, а турецких албанских двадцать — двадцать пять. Обсуждение этой проблемы возникает и тут же блокируется. Ее бесплодное обсуждение активизируется в приватной сфере. Тоже повод посидеть за чашечкой кофе в кафе Мария Терезия.

Так что тем, кто говорит, что Россия заимствует из Европы и Америки только худшее, можно утешиться,  —  это происходит везде.

Раньше хорошее образование можно было получить в частных и монастырских школах: там образование было всегда очень дорогим, но зато и очень хорошим. Сейчас это, в принципе, тоже возможно, но только частных школ становится все меньше и меньше.

Обычные общеобразовательные школы бесплатны. Университеты все платные, хотя раньше как раз были и бесплатные. Тоже характерная тенденция. Оценить австрийский рейтинг в научном сообществе можно, например, взглянув на список австрийских нобелевских лауреатов.

Берта урожденная графиня Кински, премия Мира, 1905. Альфред, премия Мира, 1911.

Роберт Бараный Robert Bвrаny, премия по психологии или медицине, 1914 премия по химии, 1923.

Рихард Жигмопи Richard Zsigmondy, премия по химии, 1925.

Юлиус Вашер-Яурегг Julius Wagner-Jauregg, премия по психологии или медицине, 1927.

Post Author: Word