Собор Св. Петра, Рим

petersdom_von_engelsburg_gesehen_3Собор Св. Петра уникален. Это самая большая, самая знаменитая и самая величественная церковь христианского мира, сердце Римско-католической церкви, религиозный институт, влияние которого сказывалось на всем человечестве в течение двух тысячелетий. В центре итальянской столицы расположено самое маленькое независимое государство в мире — Ватикан. Оно является не только резиденцией римского папы, но и суверенной территорией Святого престола. Базилика Св. Петра и здания Ватикана настолько неординарны, что трудно подобрать слова, которые смогли бы передать все великолепие архитектурного ансамбля.

К площади Св. Петра и собору сейчас ведет Виа делла Кончильяцио-не — красивый бульвар, обустроенный при Муссолини в честь подписания Латеранских соглашений и урегулирования противоречий между итальянским государством и Римско-католической церковью. Улица переходит в площадь Св. Петра, сооруженную по проекту Бернини. Овальное пространство охвачено двумя мощными колоннадами, которые словно приветствуют посетителя и заключают его в объятья. В центре площади высится египетский обелиск, установленный при папе римском Сиксте V.

Строительство базилики и ватиканских дворцов имеет довольно насыщенную и запутанную историю. Первая церковь над могилой апостола Петра, которая в то время находилась на невысоком холме за пределами городских стен, была построена в начале IV в. Это была пятинефная базилика с трансептом и апсидой, но во время Авиньонского пленения пап она пришла в негодное состояние.

В XV в. папская резиденция была перенесена обратно в Рим, и папа Николай V, уроженец этого города, призвал людей делать пожертвования на строительство новой базилики. Однако этим проектом никто серьезно не занимался до тех пор, пока папская власть не оказалась в руках Юлия II (1503-1513), а на протяжении последующих трех столетий почти каждый римский папа поучаствовал в руководстве работами. Появлялись все новые и новые планы; для работы над ними приглашались самые известные художники своего времени. Микеланджело предложил проект симметричного здания с планом в форме равноконечного креста, но из-за изменений в литургии римский папа Павел V (1605-1621) потребовал удлинить неф и трансепт, в результате чего план приобрел вид латинского креста. Архитектор Карло Мадерна руководил возведением фасада и завершающими работами, которые были окончены в 1614 г. Папа римский Александр VII поручил Бернини разработать проект площади перед зданием, и в 1667 г. ее открыли.

Вошедшего внутрь портика встречают две конные статуи: справа находится древнеримский император Константин, слева — Карл Великий, правитель Священной Римской империи. На огромных бронзовых дверях, созданных мастером Антонио Филарете для старого собора, изображены Христос и Богоматерь в окружении апостолов Петра и Павла, сразу узнаваемых по символам их мученической смерти. На фризах запечатлены исторические сцены, а на наружном фризе можно увидеть сюжеты из классической мифологии. Изображения на дверях выражают вселенские притязания Церкви.

Интерьер собора хранит множество художественных сокровищ, главным из которых является Пьета Микеланджело. В возрасте 25 лет великому мастеру удалось создать произведение, которому нет равных в передаче глубины человеческих чувств. В боковых часовнях находятся усыпальницы пап римских, а центральное место в интерьере занимает гробница апостола Петра. Он покоится под огромным балдахином работы Бернини, который, в свою очередь, стоит точно под гигантским куполом базилики. Практически каждая деталь интерьера так или иначе связана с именем св. Петра. Не является исключением и прекрасная бронзовая статуя апостола, выполненная средневековым скульптором Арнольфо ди Камбио. Паломники со всех четырех сторон света благоговейно прикладываются к ее ноге, которая за долгие годы подобной практики стала отполированной до блеска.

В соборе Св. Петра хранятся и другие почитаемые реликвии. Статуи в нишах четырех столбов, поддерживающих купол, символически связаны с четырьмя из них. Речь идет о фрагменте копья сотника Лонгина, частице креста св. Андрея, частице Животворящего Креста Господня, привезенного из Иерусалима Еленой, матерью императора Константина, и плате св. Вероники. Последняя реликвия известна с XII в.; это платок, которым, по преданию, некая женщина отерла пот с лица Христа, шедшего на Голгофу. На ткани остался отпечаток — нерукотворный лик, считающийся истинным образом Христа. От слов vera icon (в пер. с лат. — истинная икона) и происходит имя неизвестной — Вероника.

Post Author: Word