Собор в Бурже

74646470_post1585531288161855445543545Город Бурж, в давнем прошлом столица герцогов Беррийских, находится в самом центре Франции. Главная достопримечательность этого тихого, неторопливого места — прекрасный кафедральный собор в стиле высокой готики. Глядя на это сооружение, легко понять средневековые представления о входе в церковь как о вратах на небо. Пять порталов западного фасада производят ошеломляющий эффект.

У собора было несколько церквей-предшественниц, стоявших на том же месте и тоже посвященных св. Стефану (франц. — Сен-Этъен). Также существует предположение, что в III в. здесь находился дворец Леокада, первого сенатора Галлии, который, по преданию, построил домашнюю часовню Св. Урсина. Дворец стоял внутри городских стен римских времен, и неизвестному архитектору, построившему на этом месте кафедральный собор, пришлось столкнуться с проблемой неровного рельефа местности. Решением стало включение в план крипты — элемента, нехарактерного для готических церквей. На деле она превратилась в нижнюю церковь, поскольку все ее стены находятся выше уровня земли. Интерьер крипты отличается великолепными пропорциями, сквозь большие окна льется свет, подчеркивающий мелкие детали на капителях колонн.

В 1562 г. город несколько недель находился в руках гугенотов, уничтоживших все статуи и большую часть рельефов. По-видимому, только страх перед осуждением на вечные муки в аду побудил их не трогать рельеф с изображением Страшного суда, находящийся над центральным порталом. Он представляет собой настоящий шедевр: в нижнем ярусе изображены мертвецы, восстающие из могил и ослепленные ярким солнечным светом после долгого пребывания во мраке. Их обнаженные тела не имеют физических дефектов. В центре композиции изображен архангел Михаил, взвешивающий добрые и дурные дела; рядом с ним стоит ребенок — символ чистой души. Слева от архангела мы видим фигуры грешников, спускающихся в ад в сопровождении страшных чудовищ. Справа торжественно шествуют в рай праведники. С одной стороны царят хаос и смятение, с другой — порядок и гармония. В верхней части рельефа изображен Христос, сидящий на троне. На его теле видны раны, а четыре ангела держат в руках орудия Страстей. Богоматерь и св. Иосиф стоят на коленях у ног Христа, словно пытаясь заступиться за кающихся грешников, хотя все теологи того времени единодушно считали, что приговор души, осужденной на адские муки, изменить нельзя. Над фигурой Христа парят два ангела, символизирующие солнце и луну.

Все, кто приходят в собор в Бурже, поражаются царящему здесь спокойствию и атмосфере близости к вечному. Отсутствие трансепта странным образом усиливает это впечатление. Большинство окон собора сохранились в первозданном виде, а остальные были тщательно восстановлены. Уникален витраж с изображением апокалипсиса: кажется, что мрачная сцена освещается только вспышками молний. На самом красивом из четырехчастных витражей изображен Христос с обоюдоострым мечом во рту.

 

 

Post Author: Word