Собор в Толедо

 

После того как кастильский король Альфонс VI в 1085 г. смог отобрать власть у арабов, древняя вестготская церковь, много лет служившая мечетью, была возвращена христианам. В 1227 г. Фердинанд III приказал снести ее и заложить первый камень в основание новой церкви. В работу были вовлечены несколько архитекторов, и в итоге собор, посвященный Богоматери, отличается некоторой несогласованностью форм, несмотря на то что образцом для него послужил собор в Бурже.

В отличие от своего прототипа Толедский собор больше в ширину, чем в длину, и с трех сторон застроен городскими домами, что придает его облику нечто восточное. Подойти к нему можно только со стороны западного фасада, который выходит на площадь неправильной формы, ограниченную дворцом епископа, городской ратушей и собственно собором. Изначально проект предусматривал наличие одинаковых башен западного фасада, но затем было решено сделать одну, северную, выше остальных. Фриз из черного и белого мрамора и цветные изразцы увязывают ее в единое целое с остальными частями постройки, несмотря на использование в кладке серого гранита. Южная башня значительно ниже северной, ее портал украшен тремя композициями, имеющими глубокий смысл для христиан: слева изображен ад, в середине — прощение, а справа — Страшный суд.

Подобно церкви-предшественнице, собор имеет пять нефов и двойные обходные галереи хора, образующие эффектное обрамление здания. Одним из аргументов в пользу строительства новой церкви было желание порвать с мусульманскими архитектурными традициями, которые тем не менее продолжают существовать в мавританских арках узких галерей, идущих вдоль главного нефа.

Высокий алтарь собора с роскошной резной композицией (1504) с изображением сцен жизни и Страстей Христовых можно назвать самым прекрасным произведением этого типа в испанской готике.

Post Author: Word