Северный вокзал
Северный вокзал D51 (Gare du Nord) начали строить в 1846 году как конечную станцию Бельгийской железной дороги, которую контролировала финансовая группа Ротшильда.
К моменту завершения строительства (1854) выяснилось, что вокзал не в состоянии обслужить резко возросший поток грузов и пассажиров. Встречающим это стало намного заметнее, когда поезд королевы Виктории перенаправили с Северного вокзала на Восточный.
В 1857 году было принято решение убрать старый вокзал, а на его месте построить новый, превосходящий по размеру первый в три раза.
Возведением нового здания занялся архитектор Итторф. Первые поезда его вокзал принял в 1861 году, но полностью вокзальный комплекс сдали в 1898 году.
Здание построено в стиле неоклассицизма, с широким использованием камня и металлических конструкций.
Фасад подражает античным храмам коринфского ордера и украшен статуями — изображениями девяти самых крупных городов Франции и Северной Европы, куда с вокзала отправляются поезда.
Образы менее значимых населенных пунктов помещены на постаментах вдоль застекленных арок главного здания.
Стеклянную крышу дебаркадера (ширина – 72 м, высота — 38 м) поддерживают два ряда металлических колонн с коринфскими капителями.
Северный вокзал стоит на вершине холма, но перспектива на него из города не открывается. Кажется, что Осман, который, как говорят, не очень жаловал Итторфа, намеренно спрятал вокзал за другими зданиями.