Йезд

tour_368_12_55_3Зороастризм — древняя восточная религия, у которой до сих пор имеются последователи. Она названа по имени своего основателя, Заратуш-тры (или Зороастра), жившего предположительно около 1000 г. до н.э. Эта религия была особенно распространена среди народов, которые кочевали по территории, лежащей на границе современных Афганистана и Ирана. Постепенно она привлекала все больше адептов и стала основной религией доисламской Персии (сегодня — Иран).

Будучи одной из первых монотеистических религий, зороастризм тем не менее базировался на принципах дуализма. Ахурамазда (букв. — господь мудрый) почитался как высшее существо; у него было двое детей: олицетворявший добро Спента-Майнью и олицетворявший зло Ангро-Майнью.

Большое значение в зороастризме имели ритуалы и молитвы вблизи огня — символа религии, поэтому храмы назывались «Дом огня»; они существуют и в наше время.

Йезд, город в центральной части Ирана, является одним из главных священных городов зороастризма. Хотя большинство последователей религии живут в Тегеране, Индии и на Западе, Йезд по-прежнему считается центром веры, о чем свидетельствует и большое количество посещающих его паломников.

В храмах зороастризма проходят церемонии, символизирующие главные этапы человеческой жизни. Это инициация, затем брачные ритуалы, во время которых пара проходит вокруг горящего огня, и, наконец, похоронные церемонии (сейчас запрещены). В древности тела умерших оставляли на скале или на вершине так называемой башни Молчания на съедение собакам или стервятникам. Только когда на костях не оставалось плоти, скелет хоронили в астодане — склепе, вырубленном в скале.

В местах, где последователей религии посещали божественные видения, строились храмы, иногда совсем маленькие; в них годами поддерживался огонь.

Помимо бессчетного количества небольших частных святилищ, существовали и так называемые великие храмы (пире бозорг), к которым верующие совершали ежегодные паломничества. Шесть великих храмов лежат у подножий гор в пустыне, окружающей Йезд.

Пир-е Бану Парс — это невысокое строение с вольтой, увенчанное куполом. В храме непрестанно горит ритуальный огонь. К нему паломничество совершается в июле.

Пир-е Нараки расположен у подножья скалы. По легенде, на этом месте правитель из династии Сасанидов Йездегерд III скрывался во время бегства от арабских завоевателей. Сюда паломники приезжают в августе.

Третий храм в пустыне, Пир-е Хершт, расположен к северу от Йезда; в храмовом комплексе есть жилье для паломников, а в самом храме находится священный камень — олицетворение слуги, спасшего жизнь ребенка из царской семьи. Паломники зажигают перед ним тысячи свечей.

Четвертый храм, Пир-е Нарестане, посещают в конце июня. Стоя рядом с ним, начинаешь понимать, почему скалы, деревья и вода могут стать для человека объектом поклонения.

Пятый храм, Пир-е Сети, находится в пригороде Йезда. Сюда приезжают в середине июня по пути в самый известный храм, Пир-е Сабз Чак Чак (Зеленый храм у Плачущей горы), расположенный в 70 км от Йезда. Звукосочетанием «чак-чак» обозначают падение капель.

По легенде Никбану, дочь царь Йездегерда, укрывалась здесь от арабов. После того как она вознесла молитву Ахурамазде, гора чудесным образом раскололась и спрятала девушку от преследователей. Сейчас рядом с храмом находится родник, окруженный зеленью, — крошечный клочок растительности на фоне пустынного пейзажа.

Храм является основной святыней для современных последователей зороастризма; тысячи паломников приезжают сюда в период с 14 по 18 июля. Они едут не только из Ирана, но и из Индии, Австралии и Северной Америки. Те, кто не может совершить паломничество по всем шести великим храмам, совершают «виртуальное паломничество» в храме огня Кус-е Бойук в Йезде, где выставлена серия полотен с изображениями шести главных храмов.

Особенностью зороастризма является стремление к радости и веселью, которое сопровождает все религиозные праздники. Радость — главная черта этой религии; уныние находится под запретом, так как оно укрепляет силы Ангро-Майнью — духа, делающего людей жадными, жестокими, бесчувственными и больными; слезы также осложняют духовный путь личности.

 

Post Author: Word