В 774 г. епископом Виргилием в Зальцбурге была освящена первая епископская церковь. На протяжении последующих столетий она расширялась, неоднократно страдала от грабежей и пожаров. В 1598 г. архиепископ позволил пожару полностью уничтожить здание, поскольку планировал новое грандиозное строительство. Находясь под впечатлением от римских церквей эпохи барокко, он мечтал возвести нечто подобное к северу от Альп, в своем родном Зальцбурге. Пожар случился как нельзя кстати. Все, что осталось от сгоревшей церкви, было убрано, и в 1614 г. началось строительство нового собора, для руководства которым был приглашен итальянский архитектор Сантино Солари. Собор освятили в 1628 г., но его фасад был полностью закончен лишь спустя 30 лет, когда завершилось строительство башен. Новое здание могло вместить более 10 000 прихожан, то есть больше, чем все население Зальцбурга на тот момент. Эта постройка эпохи раннего барокко проста и гармонична; несколько неожиданными выглядят только пропорции фасада, которые, впрочем, не слишком выделяются на общем фоне. В архитектуре собора безошибочно угадывается влияние ранне-барочных форм, заимствованных у древнеримских храмов. Башни слегка выдаются вперед по отношению к фасаду, а на трех бронзовых воротах мастера XX столетия изобразили аллегории трех добродетелей — веры, надежды и милосердия.
В интерьере доминирует восьмиугольный купол с окнами, через которые свет заливает все подкупольное пространство. Оно резко контрастирует с полумраком нефа, не имеющего прямого освещения. Боковые часовни связаны между собой переходами и фактически выполняют функции боковых нефов. Богатый лепной декор на внутренней поверхности купола и сводах создает легкую, радостную атмосферу. Лепнина образует рамы для стенных и потолочных росписей со сценами из жизни Иисуса Христа, Богоматери и св. Франциска. На куполе изображены ветхозаветные сцены, а в пазухах свода — фигуры четырех евангелистов. Алтарная часть и трансепт в плане образуют трилистник. Уравновешенная, гармоничная архитектура Зальцбургского собора стала образцом для многих барочных церквей к северу от Альп.