Церковь Санта-Мария ла Реаль, Сангуэса

79226Монах из Пуатье по имени Эмери Пико, живший в XII в., считается одним из авторов «Каликстинского кодекса» — первого путеводителя для паломников с описанием «Пути св. Иакова». Пико передвигался верхом и был первым, кто смог составить описание остановочных пунктов, святынь и постоялых дворов на дороге в Сантьяго-де-Компостела. Все его сведения основаны на собственном опыте и, похоже, некоторых личных предубеждениях, потому что мало чем еще можно объяснить его предостережения, касающиеся жителей Наварры. Пико описывает их как людей «насквозь злых, темнокожих и страшных лицом, достойных всяческого осуждения и презрения, извращенных, вероломных, безнравственных, распущенных, несдержанных, изощренных во всех видах насилия, испорченных и буйных, непорядочных и лживых, нечестивых и вульгарных, грубых и враждебных, неспособных на какие-либо пристойные чувства и от природы обладающих всеми мыслимыми пороками».

Вероятно, Пико писал так из-за личной неприязни, или, быть может, он просто вспоминал изображения на портале церкви Санта-Мария ла Реаль в Сангуэсе? Альфонсо I, король Арагона и Наварры, построил ее здесь вместо дворца. Строительство началось в 1131 г. и завершилось в XIII в. Портал, мимо которого проходят паломники, украшен чрезвычайно выразительной сценой Страшного суда. На одной стороне изображен небесный порядок: умершие праведники, символы четырех евангелистов, апостолы и пророки; на другой — хаос земного мира, ужас преисподней и гримасы зубастых демонов. Контраст между спасенными и осужденными передан до чрезвычайности ярко: с одной стороны спокойствие и безмятежность, с другой — плач и скрежет зубовный. Историки искусства считают этот рельеф самым значительным среди романских тимпанов Испании.

Post Author: Word