Тофукудзи

003Учение дзен стало известно в Японии довольно поздно. В период Ка-макура (1185-1333) оно разделилось на два направления: школу сото и школу риндзай (последняя была учреждена в 1191 г.). Дзен не опирается на иконы, слова и ритуалы, поэтому в храмах создается уникальная обстановка: обычно их украшает лишь каллиграфия и небольшие иллюстрации, выполненные тушью. Кроме того, для дзен имеют большое значение песочные и каменные сады, обладающие особым очарованием. Песок, галька, вода и травы символизируют в них горы, леса, реки и скалы; они настраивают на медитацию и ведут к просветлению. Искусство дзен — искусство намека, и сады передают эту идею.

Один из самых знаменитых садов дзен прилегает к Тофукудзи — главному храму школы риндзай в Киото. Первое здание храма, возведенное в 1236 г. и похожее на восхитительный храмовый комплекс в Наре, сгорело в XIV в., и на его месте воздвигли новое. Оно тоже сгорело — в 1881 г.; реставрация завершилась только в 1934 г.

Современный комплекс включает 24 храма. Главные ворота (саммон) высотой 22 м считаются самыми высокими в Японии. Зал для медитации (дзэндо) и купальня сохранись до наших дней в своем первозданном виде, однако главный зал (хон-до) и кельи подверглись реконструкции. Но верующие приезжают сюда не для того, чтобы любоваться архитектурой. В первую очередь их привлекают уникальные сады, созданные Мирэй Сигэмори, знаменитым японским ландшафтным архитектором. Они отражают идеи дзен, которые Сигэмори сочетает с элементами современного и абстрактного искусства. Сады особенно хороши осенью, когда листва меняет цвет, а солнце светит не очень ярко.

Post Author: Word